
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
Важным механизмом коррекционной работы является деятельность Службы социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся. В ГОУ «Могочинская специальная (коррекционная) школа-интернат» социально-психолого — педагогическая Служба осуществляет сопровождение обучающихся на протяжении всего периода обучения. В неё входят специалисты: дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель и медицинский работник.
- План работы методического объединения службы социально-психолого-педагогического сопровождения ➡
- Перспективный план Логопедического сопровождения ➡
- Программа Логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи ➡
- Рабочая программа по предмету «Логопедическая коррекция» для 1-3 классов ➡
- Рабочая программа по предмету «Логопедическая коррекция» для 4-7 классов ➡
Целью Службы социально-психолого-педагогического сопровождения является создание социально-психолого-педагогических условий для развития личности воспитанников и их успешного обучения.
В ходе сопровождения решаются следующие задачи:
• Анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин; их возникновения, путей и средств их разрешения;
• Выявление воспитанников с проблемами в адаптации и личностном развитии;
• Выявление и сопровождение детей «группы риска»;
• Оказание помощи воспитанникам в преодолении учебных затруднений, социально-эмоциональных проблем;
• Разработка и реализация индивидуальных и личностно-ориентированных программ профилактики и коррекции нарушений развития ребенка;
• Проектирование условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников;
• Оказание помощи воспитанникам в выборе образовательного маршрута, профессиональном и досуговом самоопределении;
• Оказание помощи воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
• Содействие педагогическим работникам в воспитании и обучении детей, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толератности, милосердия, ответственности, уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод у другой личности;
• Организация информационной поддержки воспитанников, учителей, воспитателей по основным направлениям деятельности Службы;
• Формирование и развитие информационно-методического и диагностического комплекса Службы;
Служба обеспечивает:
1) Сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в кризисные периоды развития;
2) Индивидуализацию и гуманизацию педагогического процесса;
3) Поддержку воспитанников группы «риска»
Основные направления работы Службы
1) Практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами СПП Службы психодиагностической, коррекционной, развивающей, консультативной и просветительской работы по запросам администрации, педагогов, учащихся и их родителей;
2) Прикладное направление: создание системы повышения социально-психолого-педагогической компетентности педагогов учреждения;
3) Проектно-исследовательское направление: разработка и проведение социально-психолого-педагогических исследований, а также взаимодействие с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве со специалистами Службы и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность
Основные виды деятельности
Психолого-педагогическая и социальная диагностика;
Социально-психолого-педагогическая коррекция;
Социально-психолого-педагогическая профилактика;
Социально-педагогическое и психологическое просвещение;
Социальная и психологическая консультативная деятельность;
Участие в работе психолого-педагогического консилиума.
Основные этапы социально-психолого-педагогического сопровождения:
1.Определение исходного реабилитационного потенциала обучающегося при поступлении в школу.
2. Составление комплексной программы коррекционно-развивающего сопровождения.
3.Реализация разработанной программы коррекционно-развивающего сопровождения, её периодическая корректировка.
4.Подведение итогов реализации комплексного программного сопровождения.
Диагностическая работа Службы сопровождения. Включает психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей
Психологическая диагностика
— Диагностика индивидуальных особенностей познавательного, эмоционально-волевого и личностного развития с применение специальных тестовых методик, наблюдений, анкет, бесед, проективных методик и т.д
— Диагностика школьной мотивации, уровня адаптации обучающихся при переходе на новый этап обучения, уровень воспитанности всех обучающихся, выявление сформированности профессиональной позиции воспитанников
— Диагностика выявления детей «группы риска» с применение специальных тестовых методик, наблюдений, анкет, бесед, проективных методик и т.д
— Диагностика особенностей отклоняющегося поведения (уровень адаптации, уровень тревожности, индекс агрессивности и т.д)
— Диагностика межличностных отношений, структуры больших и малых групп с применением социометрических и референтометрических методик (социометрический статус, структура группы, групповые предпочтения, особенности семейного воспитания, определение отношений «ребёнок-педагог», уровень благоприятности психологического климата)
2. Социально-педагогическая диагностика
— диагностика социальной среды развития, круга общения, степень подверженности влиянию обучающегося (наблюдения, анкетирование, беседы и т.д)
— выявление направленности личности, интересов мотивов
-выявление нарушений поведения обучающихся (склонность к девиантному поведению)
3. Медицинское обследование
— выявление детей с нарушениями соматического здоровья для проведения своевременного медицинского сопровождения
— выявление детей с отклонениями состояния здоровья для проведения профилактических мероприятий
— проведение ежегодной диспансеризации
4. Педагогическое обследование
— определение особых образовательных потребностей
— анализ динамики учебных результатов (контрольные, проверочные работы, тесты)
— определение уровня знаний по отдельным предметам
— обследование сенсомоторного уровня речи, связной речи и лексического запаса, навыков языкового анализа, письменной речи и грамматического строя речи
Коррекционно-развивающая работа Службы сопровождения
Основная цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если коррекционно-развивающая работа строится с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза
Коррекционно-развивающая работа включает:
-составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами)
-формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие
-разработку оптимальных для развития умственно отсталых школьников групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями
-организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся
-развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения
социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни припсихотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
-занятия индивидуальные и групповые
-игры, упражнения, этюды
-психокоррекционные методики
-беседы с учащимися
-организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.)
Одним из условий успешного обучения детей с умственной отсталостью является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с нарушением интеллекта.
